Как же выглядят загадочные Эльфы:               назад

ЭЛЬФИЙСКИЙ КОСТЮМ

     Призрачные, неуловимые, чарующе-красивые - всеми

этими эпитетами во все века люди наделяли эльфов. "Звездным народом"

называли их, и эльфам всегда было присуще врожденное чувство

прекрасного. Что в немалой степени выражалось и в их манере одеваться.

      Сразу хочу оговориться, что в этой статье будет

рассмотрена одежда как толкиеновских эльдар (представим себе, что это

было на заре времен), так и одежда эльфов в кельтской культуре,

оставившей свой след в мифах и сагах.

      Забегая вперед, замечу, что культура эльфийского

костюма, по всей видимости, куда более неизменна, нежели человеческая,

и тенденции ее на протяжении веков менялись крайне незначительно: если

в людской моде общее направление менялось чуть ли не каждое

десятилетие, то эльфийская мода имела устойчивые тенденции, менявшиеся

с течением веков крайне мало. Итак!

      Что всегда характеризовало эльфийский костюм?

Исследователь эльфийской культуры Уолтер Эванс-Венц пишет, что со слов

видевших их "одеты эльфы были так же как и люди, только очень уж

чудно". Итак, необычность, отличность от людского костюма состояла

прежде всего в призрачности и эфемерности самих тканей, которые

стороннему наблюдателю казались то сияющим белым облаком (вспомним

толкиеновскую Галадриэль и ее белое одеяние), то перламутровыми

переливами ( Рианнон из легенды о Пауэле, принце Дайфеда).

      Шотландский священник Роберт Кирк в 1691 году, в

своем трактате "Тайный союз эльфов, фавнов и фей" отмечал, что "женщины

эльфо-народа шьют, ткут и вышивают необычайно изящно, и есть ли продукт

( их действий) результат работы с земными материалами, или же это

неосязаемое сплетение радуг, и просто фантастическая имитация обычных

плодов долгих стараний смертных вышивальщиц - для понимания того

недостаточно всех наших способов и чувств." Как тут не вспомнить

эльфийскую вышивальщицу Фириэль и ее фантастические гобелены из

"Сильмариллиона" Толкиена! Опять же интересен тот факт, что эльфы, по

всей видимости, пользовались прозрачными тканями. Вспомним описание

Глорфиндейла: "За спиной всадника развевался плащ, капюшон был откинут.

Фродо показалось, что всадника окружает ореол света, пробивающегося

сквозь одеяния, словно оно было полупрозрачным" ("ВК", С-П, 1999,

с.301). Точно так же описана и ведунья Фейдельм из Сид Круахан:

"Девушка ткала бахрому, держа в правой руке станок из светлой бронзы с

семью золотыми полосками на концах. В зеленых разводах был плащ на ее

плечах, скрепленный на груди заколкой с тяжелым навершием. Сквозь все

одежды светилось ее тело, словно снег, выпавший в одну ночь…"

("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 127). Такие их описания могут

говорить либо о том факте, что эльфы в определенные моменты жизни

излучали яркий свет ("Свет Амана видел Элу Тингол в лице Мелиан"), либо

о тонкости и прозрачности самих тканей. Отсюда можно сделать вывод, что

эльфам в незапамятные времена уже были известны секреты очень тонкого

ткачества. Скажем, вполне допустимы легкие, призрачные ткани, такие,

как шифон, газ или сетки из блестящих нитей.

      Перейдем к толкиновским эльдар. Вообще, надо

сказать, что Профессор весьма неохотно дает описания эльфийских

костюмов. В лучшем случае можно узнать, в какие цвета был одет тот или

иной его персонаж: так, вала Йаванна появлялась в зеленом платье, а

одежды валы Эсте были серы, повелитель ветров Манве Сулимо появлялся в

голубых одеждах и с сапфировым скипетром, а одежды его супруги Варды

Тинтале сияли звездным светом; дочь Финголфина Аредэль Ар-Фейниэль

звалась Белой Девой нолдор, и одевалась всегда в белое с серебром, а

небезызвестный род Феанора предпочитал красное с черным… При этом

весьма сложно найти описание фасонов одежд, и потому мы можем

отталкиваться лишь от собственных предположений, продиктованных нам

элементарной логикой либо силой воображения. Так, одежды Валар как

Стихий представляются свободными и ниспадающими до земли, тогда как

эльдар скорее предпочли бы облегающие одежды, подчеркивающие их

совершенное сложение. 

     И все же и у Толкиена встречаются некоторые

описания, придерживаясь которых, можно "вычислить" облик его героев. К

примеру, на праздник сбора плодов Йаванны, в честь которого Манве

устраивал великий пир, Феанор, будучи в то время изгнанником, "не надел

праздничных одеяний - ни вышивок, ни серебра, ни злата, ни драгоценных

каменьев не было на нем".

      ( "Сильмариллион", М, 1992, с.68) И Сильмарилли,

которые обычно украшали его чело (по всей видимости, вделанные в обруч)

тоже остались в тот раз в Форменосе… Из этого легко можно сделать

вывод, что праздничные одежды эльдар украшались вышивкой серебряными и

золотыми нитями, а также драгоценными камнями. Или вот описание одежды

красавицы Арвен Ундомиэль, дочери Элронда: "Серебряная сетка,

покрывавшая ее голову, сияла мелкими бриллиантами; мягкое серое платье

не было украшено ничем, кроме пояска из серебряных листьев" ("ВК", С-П,

1999, с.321). Изыскано, не правда ли? И опять же, это говорит, что

эльфийский костюм имел тенденции к украшательству: поясок из серебряных

листьев у Арвен, или пояс Золотинки, надетый к зеленому платью,

"шелестящему, словно ветерок в цветущих речных ивах", "был из золота -

цепочка ирисов с бледно-голубыми глазками незабудок" (что, видимо,

достигалось использованием драгоценных камней или цветной эмали - "ВК", с.180). 

     Еще у Профессора можно почерпнуть тот факт, что

эльфы любили украшать себя драгоценными камнями: вспомним тот же

Элессар Арагорна или Феанора и его страсть украшать свое чело

сильмариллями, о чем уже говорилось выше. Также интересен факт, что

Толкиен называет эльфийским камнем берилл, оставленный у дороги

Глорфиндейлом для Арагорна в качестве условного знака. Из ирландских

саг известен и еще один "эльфийский камень"- горный хрусталь. В

сочетании с белой бронзой этот камень открывал дорогу в мир Сидов -

Волшебных холмов… Сделанный подобным образом пояс вместе с мифриловой

кольчугой достается хоббиту Фродо от дядюшки Бильбо Беггинса: он был

"из хрусталя и перламутра".

Эльфы чрезвычайно редко склонялись к головным уборам: судя по описаниям

у Толкиена, это в лучшем случае капюшоны плащей, накинутые на волосы.

Волосы же эльфы предпочитали длинные, и украшали их венцами с

драгоценными камнями или серебряными или золотыми сетками (см. выше). У

Элронда, например, "темные, как сумерки, волосы охватывал серебряный

обруч" ("ВК", с.321).

      Чрезвычайно впечатляет также описание лориэнских

плащей, которые Галадриэль дарит гостям на память о Лориэне: "Это были

плащи из легкой, но теплой шелковистой ткани - такую ткут только

Галадримы. Какого она цвета, сказать было трудно. Сначала Фродо

показалось, что серого, с оттенком лесного сумрака; но когда складки

меняли расположение или если менялось освещение вокруг, ткань

превращалась в зеленую, как листья в гуще тенистого леса, или бурую,

как сжатое поле к ночи, или тускло-серебряную, как вода в звездном

свете. У шеи каждый плащ скрепляла застежка в виде зеленого листа с

серебряными прожилками (опять же - эмаль?- авт.).

     &nbsp-Это красивая одежда, - заметил старший из

эльфов, - из добротной домотканой материи, - ведь и ткали и шили эти

плащи у нас в Лориэне. Но одежда эта эльфийская, и этого у нее не

отнимешь. Они вобрали в себя всю красоту Лориэна и все оттенки лесных

сумерек, все, что мы любим, ибо в то, что мы создаем, мы всегда

вкладываем память о том, что любим." ("ВК", с.521) То есть - эльдар

любили переливчатые ткани, меняющие цвет: в наше время такими

свойствами обладает, к примеру, тергал.

      А теперь перенесемся в Благословенную страну Эйре

(Ирландию), в истории которой тоже огромный след оставили эльфы.

Описания костюмов героев из народа Туата де Даннан пестрят золотыми и

серебряными вышивками, драгоценными камнями и - что особенно

удивительно - в то давнее время им была знакома парча! К примеру, вот

что замечает герой Фер Диад легендарной королеве Медб:

У тебя, Владычица круаханских холмов 

Зычен голос и воля крепка! 

Так неси же парчу, неси шелка, 

Серебро и золото, и жемчуга - 

Я все, что сулила, принять готов!

 ("Похищение быка из Куальнге", М, 1985, с 237)

      А вот - описание одежды знаменитого героя Кухулина,

прозванного "псом Кулана": "На нем чудесная, дивно сработанная алая

рубаха с пятью складками. Золотая пряжка на белой его груди у ворота -

с полной силой бьется о пряжку грудь. На нем светлый плащ с накидкой,

изукрашенный сверкающей золотой нитью." Тут же дано и описание его

возничего: "Перед ним вижу я возничего, стройного, с веснушками на

лице. Голова его вся в волнистых ярко-золотых и алых волосах, что

сдерживает бронзовая сетка, не дающая им падать на лицо. Золотые бляхи

с обеих сторон в волосах юноши. На плечах его плащ с разрезами, а в

руках жезл из красного золота, которым он правит конями" (сага

"Сватовство к Эмер" - "Похищение быка из Куальнге", с. 32).

Приведу еще несколько описаний одежд из ирландских саг. Итак, сама

Медб: " Женщина высокая, прекрасная, длиннолицая, бледная, с

золотистыми прядями волос. На ней был пурпурный плащ, а в нем на груди

золотая заколка. Прямое, остроконечное копье сверкало в ее руке". ( Там

же, с.275)

     "Приблизились ко мне два мужа, Ол и Отине,

пышноволосых, одетых в плащи голубые, с серебряными заколками на груди.

На шее каждого был обруч чистейшего белого серебра." (с.275)

      "Были одеты они (два сына Айлиля и Медб) в два

зеленых плаща, с заколками из белого серебра на груди. Были на них две

рубахи тонкого золотистого шелка. Два меча с блестящими рукоятями

висели у пояса юношей. Два сверкающих щита несли они, изукрашенных

ликами зверей из белого серебра". (с.277)

     "Вдруг увидела она что-то, и был это плывший по

морю серебряный корабль, немалый на вид… Увидела на нем Эри прекрасного

воина. Платье его было расшито золотой нитью, а рубаха золотыми

узорами. Золотая пряжка была на его груди, и от нее исходило сияние

бесценного камня. Пять золотых обручей были на шее воина, что нес меч с

золотой рукоятью, изукрашенной серебром и золотыми заклепками." ( сага

"Битва при Маг Туиред",. С.353)

     Можно сделать общий вывод из всего

вышеприведенного: народ Туата де Даннан, судя по костюмам, не сильно

отличался от толкиновских эльдар: те же золотые вышивки и камни, те же

пряжки на груди и серебряные сетки на волосах!

      Если позволите, приведу еще несколько примеров

женского костюма. Тут опять же присутствует эфемерность тканей и

перелив цветов. Характерны для Ирландии также смелые цветовые

сочетания. Так, в саге о Бекуме Белокожей ее героиня Бекума Кнейсгель,

сосланная за измену мужу из Волшебного мира в мир низший - к людям,

надевает свое лучшее зеленое платье, и к нему красный(!) плащ, скрепляя

все это великолепие застежкой-фибулой из белой бронзы. На ноги она же

надевает сандалии из белой бронзы, украшенной горным хрусталем.

Согласно преданиям, именно белая бронза и хрусталь делали представителя

мира Сидов на земле как бы защищенным, и с помощью этой же бронзы можно

было всегда вернуться в Сиды.

      А это - женщина из Волшебной страны, которую

встретил у источника король Ирландии Эохайд Фейдлех: "Красный волнистый

плащ с серебряной бахромой был на той женщине, и чудесное платье, а в

плаще золотая заколка. Белая рубаха с длинным капюшоном была на ней,

гладкая и прочная, с узорами красного золота. На груди и плечах с

каждой стороны скрепляли рубаху золотые и серебряные пряжки с

диковинными ликами зверей. Солнце освещало женщину и всякий мог видеть

блеск золота на зеленом шелке. Две косы цвета золота лежали на ее

голове, и в каждой было по четыре пряди с бусинами на концах". (сага

"Разрушение дома Да Дерга", из "Преданий и мифов средневековой

Ирландии", М, 1991, с.102).

      Очень трудно (и чрезвычайно скудно) обстоит в

легендах дело с фасонами одежды. Единственное, что можно сказать -

зачастую описываются свободные одеяния из легких тканей. Вот, например,

описание прекрасной Сир Айбормейф (Каэр), явившейся Энгусу, сыну Дагды,

верховного короля Туата де Дананн:

      "Однажды ночью ему приснился сон, что он слышит

шуршание шелка, чувствует запах цветущей яблони и видит мерцание света

в темноте. Потом появился столб света, превратившийся в женщину. Она

назвала принца по имени и сыграла ему на лютне мелодию…"

      Энгусу удалось разыскать возлюбленную, увиденную во

сне, среди холмов Галлион у волшебного озера: "Он заметил среди камыша

молчаливую компанию фей, одетых в белые, как цветы яблони, свободные

одежды, развевающиеся на ветру. Женщины двигались парами, скованные

серебряными цепочками. Только одна из них оставалась в одиночестве, она

была повыше остальных, и на ней была золотая цепочка". ( "Феи и эльфы",

М, 1996, с.27)

     А вот - описание эльфийского рыцаря по имени Тэм

Лин, появившейся перед красавицей Жанет: "Это был… высокий и бледный

рыцарь, закутанный в шелковый плащ на молочно-белом коне, чело украшал

золотой обруч". ( там же, с.101)

      Примечательно также описание прекрасной эльфийки из

легенды о рыцаре из Кента: "Прекрасная женщина вышла на дорогу, и

встала перед ним. Казалось, что ее окутала заря, ведь ее платье было

цвета лепестков розы, а голову венчал каскад огненных волос…" (Там же,

с.110)

      Итак, что можно посоветовать в помощь воссоздающим

неуловимо-прекрасный облик эльфов? В первую очередь - не исходить из

небезызвестного принципа "я его слепила из того, что было", мотивируя

это тем, что "эльфы - все равно сказка", и "никто не знает, как они

выглядели на самом деле". Советую еще раз перечитать все книги об

эльфах, включая как фэнтези, так и саги, мифы и предания, к счастью,

сохранившие для нас описания этого дивного народа.

      Гораздо лучше попытаться представить себе те

далекие времена, и, исходя из принципа целесообразности, постараться

вникнуть в процесс создания эльфийского костюма. Например, я

категорически не согласна с теми, кто использует для эльфийского

костюма современные синтетические ткани. Почему? Да потому, что

изготовление таких тканей в современных условиях требует довольно

широкомасштабного производства: особых станков, заводов, чего у эльфов

согласно всяческим легендам не наблюдалось - напротив, все время

подчеркивалось, что они ткали вручную. С другой стороны, я не согласна

и с теми, кто впадает в другую крайность и намеренно ограничивает

реконструкцию эльфийского облика неизменными льном и шерстью: вот, мол,

чисто природные материалы! Если исходить из многочисленных описаний,

эльфам были знакомы и шелковые ткани, и шифон, и даже парча! В такой

магическо-биологической цивилизации, какой ее создавали эльфы

изначально, представить себе шелковичных червей и шелковичные деревья

вполне допустимо. Опять же, имели место и парчовые ткани, и золотые

вышивки (см. выше), так что использование их сегодня в эльфийском

костюме вполне возможно.

     Также диковато смотрятся в эльфийском костюме

изделия из пластмассы, как то всевозможные крючки, пуговицы и др. На

мой взгляд, надо отдать предпочтение металлическим их аналогам. 

     Попробуем обобщить все вышеизложенное.

      Мужской костюм: рубаха нижняя - из шелка или из

очень тонкого льна, на ней - верхняя рубаха с разрезами (по сагам -

платье) - может быть как из шерсти (желательно - мягкой типа кашемира),

так и из кожи (эльфы, как гласят предания, охотились), узкие штаны

(сравнительный аналог - шерстяные средневековые шоссы, а не

синтетические лосины с вещевого рынка!) и либо сапоги из мягкой кожи с

острыми носами, либо - средневековые ботинки из мягкой кожи с кожаными

же подошвами (вспомните неслышную поступь эльфов!). Поверх всего - плащ

с капюшоном (может быть как пришитый к плащу, так и надеваемый отдельно

- типа "худ".

     Костюм дополнялся массой аксессуаров: кожаный

ремень (все равно, гладкий или плетеный из ремешков), на нем - сумочка,

украшенная всяческими орнаментами (могут быть как кельтские, так и

растительные орнаменты). Возможно использование фляги, прикрепленной к

ремню: у Глорфиндейла, к примеру, была кожаная фляга, украшенная

серебром. Не стоит также забывать о вышивках и аппликациях (последние

лучше делать вручную!).

      Женский костюм: рубаха из шелковой либо льняной

ткани (может быть из полупрозрачного шифона), на ней - верхнее платье

либо из более плотного шелка, либо из шерсти или бархата. Платье

струится свободно, никаких кринолинов и металлических каркасов для юбок

эльфы не знали. Верхнее платье может быть как свободным, так и

облегающим фигуру (клиновидный покрой, или боковые шнуровки). Верхнее

платье, будучи узким, может иметь разрезы по бокам. Костюм дополнялся

плащом с капюшоном, который венчала нарядная застежка. Она могла быть

как по центру (аграф), так и двусторонней, соединенной цепочкой. Как

мужские, так и женские костюмы обильно украшались вышивкой серебряными

или золотыми нитями, а также дополнялись аксессуарами: для женского

костюма это богато украшенный пояс, металлический либо тканый вышитый.

Женский пояс застегивался застежкой типа фибулы (либо завязывался) по

центру талии, концы его свободно свисали вниз. Женская обувь - те же

исторические ботинки, только более изящной формы и зачастую из цветной

кожи.

     Сочетание цветов в одежде может быть ЛЮБЫМ! Вот

только верхняя одежда чаще бывала темнее нижней. Ирландцы же

предпочитали самые неожиданные сочетания цветов, пример - красный и

зеленый, тогда как толкиеновские эльфы предпочитали скорее

серебристо-серые либо зелено-синие тона.

      Теперь - о прическах. Если вы почему-либо не

удосужились завести венец (эльфийский вариант - с камнем в середине

лба), можете убрать волосы под серебряную сетку, или заплести косы,

украсив их бусинами ( см.выше). Мужчины чаще носили волосы распущенными

по плечам, а в отдельных случаях из передних волос на затылке собирался

хохолок (как пример - прическа Леголаса в фильме "ВК"). Исторически

подобные прически носили древние германцы, еще в эпоху Римской империи. 

     Главное же - помнить о том, что эльфам всегда было

свойственно чувство прекрасного. И тогда костюм у вас получится чисто

эльфийский.

 

назад